1 марта 2021 года состоялся информационный онлайн-дайджест «Организация профилактики наркомании среди подростков»
1 марта 2021 года состоялся информационный онлайн-дайджест для специалистов СППС учреждений общего среднего образования «Организация профилактики наркомании среди подростков». Мероприятие прошло совместно с врачом психиатром- наркологом учреждения здравоохранения "Лидский психоневрологический диспансер" Локтевич Екатериной Владимировной.
Информационный онлайн-дайджест
«Организация профилактики наркомании среди подростков»
педагог социальный Лидского РСПЦ
Ганжурова Г.Б.
Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы:" эти слова принадлежат В.А.Сухомлинскому. И одной из основных задач современного образования является сохранение здоровья обучающихся и обучение ведению здорового образа жизни.
"Болезнь легче предупредить, чем лечить" - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о подростковой наркомании. Итак, да здравствует профилактика... А какой она должна быть? К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. Традиционно усилия специалистов - медиков, юристов, политиков - сосредоточены на возведении внешних (по отношению к человеку) антинаркогенных барьеров. Однако стена юридических, медицинских запретов, государственных законов плохо защищает подростка. А что, если основную ставку сделать на формирование (воспитание) у молодых людей личностного иммунитета к наркогенному соблазну? Идея эта не нова - в большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.
Основная задача педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.
Но для того чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в борьбе с наркотизацией.
Когда же следует начинать формирование иммунитета к наркотическому соблазну? Конечно, заранее, прежде чем у ребенка возникнет желание познакомиться с наркотиками. И наиболее подходящим для этого специалисты-психологи считают подростковый возраст. В этом возрасте происходит бурное развитие личности, появляются новые черты, новые особенности характера. В старшем школьном возрасте осуществляются важные жизненные выборы - ценностные, профессиональные, формируется осознанное ответственное отношение к своему здоровью. Чем раньше ребенок начнет учиться общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях, находить способы самореализации, тем меньший соблазн для него будут представлять наркотики.
Для решения выше названных задач необходима определённая модель педагогической профилактики. И тут особое значение приобретает вопрос выбора адекватных форм и методов организации работы. От того, насколько верным он будет, во многом зависит и успех всей антинаркогенной деятельности педагога. Предлагаю Вам рассмотреть некоторые формы организации педагогической профилактики.
Лекция.
Это самая популярная среди взрослых и самая нелюбимая среди учащихся форма педагогической профилактики. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия?
Прежде всего, использовать лекцию как самостоятельную форму целесообразно при работе со старшими подростками, способными воспринимать большой объем информации на слух. Для учеников начальной школы и младших подростков лучше предложить мини-лекции (продолжительность которых не более 10-15 мин), являющиеся составляющими тренинга, ролевой игры и т. п.
Поскольку лекция предполагает определенные ролевые диспозиции участников: "лектор" и "аудитория", которая воспринимает готовую информацию, не следует использовать при выступлении дискуссионные материалы, требующие обсуждения, неоднозначной оценки. Их целесообразнее вынести на круглый стол. Для лекции же больше подойдет фактический материал (особенности воздействия одурманивающих веществ на различные системы и органы человеческого организма, специфика развития зависимости и т. п.).
При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Поэтому, прежде чем организовывать лекцию, желательно провести экспресс-опрос среди учащихся, выясняя, во-первых, уровень их информированности по данной проблеме (возможно, что та информация, которую вы хотите предложить, молодым людям уже хорошо знакома), во-вторых, личностную значимость информации для подростков (считают ли они ее нужной, интересной, полезной).
Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Следует избегать и еще одной крайности - избыточной информации. Полностью должны быть исключены сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ, описание эффектов, вызываемых различными препаратами, способов приготовления наркогенных веществ, т. е. все то, что может спровоцировать знакомство с наркотиком.
В своем выступлении следует избегать обилия специальных терминов, стараясь обходиться минимумом (причем предварительно следует уточнить, правильно ли понимают эти термины учащиеся). Выступление не должно быть слишком "наукообразным", однако при этом не стоит и переходить на сленговые выражения.
Весьма эффективным оказывается прием, когда в качестве лектора выступает не педагог, а сами учащиеся. Во-первых, при самостоятельной подготовке лекции подростки гораздо лучше усваивают материал, чем при восприятии готовых сведений, преподносимых педагогом. Во-вторых, подростковая аудитория с большим доверием относится к информации, поступающей от их сверстника, а не от взрослого. Дело в том, что проблема наркотизма воспринимается ими как исключительно молодежная, поэтому подростки считают себя более компетентными в этой области.
Опросы учащихся (анкетирование)
При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики - на что, прежде всего, следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков и т. д. В-третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога.
Не следует перегружать анкету вопросами. Их не должно быть больше 20 (для младших подростков - не больше 10). Слишком объемная анкета вызывает негативную реакцию у респондента. Он или может отказаться от участия в опросе, или будет отвечать на вопросы анкеты формально ("лишь бы ответить").
В зависимости от содержания вопросы анкеты условно могут быть разделены на диагностирующие и аналитические.
Диагностирующие вопросы предполагают выявление конкретных характеристик наркогенной ситуации в школьном коллективе (число учащихся, имеющих опыт использования наркотических и токсикоманических веществ, источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества, и т. п.). Например:
Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто курит?
- никто;
- 1-2 человека;
- около трети;
- около половины;
- большинство.
Аналитические вопросы направлены на изучение отношения подростков к различным аспектам молодежного наркотизма (специфика оценок, представление о допустимости использования наркогенных веществ, отношение к людям, использующим одурманивающие вещества). Например: "Считаете ли вы курение допустимым для молодой девушки?" Полученные данные помогают сформулировать содержание профилактической работы, могут стать непосредственным материалом для обсуждения школьниками, родителями, учителями на круглых столах, в дискуссионных клубах и т. п.
В зависимости от формы выделяют прямые и косвенные, альтернативные и поливариантные вопросы.
Прямой вопрос формулируется в личной форме - он обращен к самому отвечающему. Например: "Как вы относитесь к людям, использующим наркотические вещества?" Формулировка косвенного вопроса направлена не на респондента, а на какую-то социальную группу, с которой он связан. Отвечающий должен не высказывать свою точку зрения, делиться своим опытом, а выступать в качестве эксперта. Например: "Как большинство молодых людей вашего возраста относятся к людям, использующим наркотики?" Косвенные формулировки помогают получить достоверные результаты при выяснении наиболее острых вопросов, касающихся опыта применения одурманивающих веществ. Действительно, вряд ли можно реально оценить уровень распространения наркогенного заражения в классе, школе и т. д. при помощи вопроса: "Употребляли ли вы наркотики?" Мало кто из опрашиваемых честно признается в знакомстве с дурманом. А вот ответить на вопрос: "Как вы считаете, сколько человек из вашего класса (ваших друзей) использовали наркотическое вещество? " - подросткам проще. Анализ полученных данных позволит получить достаточно правдивую картину сложившейся в детском коллективе ситуации, связанной с наркотизацией.
Альтернативные вопросы содержат несколько вариантов ответа, однако отвечающий должен выбрать только один из них.
Поливариантные вопросы напоминают "меню": из перечня вариантов опрашиваемый может выбрать несколько. При составлении анкеты рядом с вопросами, имеющими набор ответов, обязательно должно быть указание, сколько позиций разрешается указать. Например:
Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики (выберите один вариант ответа) или Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики (вы можете указать несколько вариантов ответа)?
- им нечем заняться;
- для того чтобы снять возникающее напряжение, расслабиться;
- это считается престижным и т. д.
Каждая анкета должна обязательно иметь инструкцию. Она содержит обращение к отвечающему ("Дорогой друг", "Уважаемый старшеклассник"), формулировку цели исследования (отвечающий должен понять, для чего нужны его ответы), последовательность работы с анкетой (прочитать, выбрать, подчеркнуть или обвести и т. п.), а также благодарность респонденту за участие в анкетировании.
Следует подчеркнуть конфиденциальность анкетирования - в инструкции отмечается, что никто, кроме исследователя, не будет читать анкеты, индивидуальные результаты не будут сообщаться окружающим. Не нужно просить отвечающих подписать анкету. При использовании закрытого варианта анкет обращается внимание на невозможность установления авторства по почерку, а следовательно, и "безопасность" искренних ответов.
При проведении анкетирования у всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки. Перед началом работы правила и последовательность ответов на вопросы анкеты объясняет инструктор.. Инструктор должен подчеркнуть значимость искренних, правдивых ответов, а также то, что анализироваться будут не индивидуальные ответы, а результаты, полученные от всей аудитории в целом.
Независимо от конечной задачи исследования после его проведения следует обязательно уделить время обсуждению проблемы в целом, а также ситуации, сложившейся в конкретном коллективе. Это может быть беседа, дискуссионный клуб, подготовленный информационный листок и т. п. Главное, чтобы подростки убедились - их работа над анкетами оказалась нужной, полезной, а также задумались над тем, почему важна профилактика наркомании.
Тренинговые занятия.
Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий успешно решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем.
В ходе тренинговых занятий учащиеся получают полезный опыт межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки. А это значит, что повышается его устойчивость к наркогенному соблазну, отпадает необходимость в обращении к одурманиванию как способу решения проблем общения.
Важная задача тренинга - развитие функции саморефлексии. Участники получают возможность глубже осознать свои личностные качества и найти способ их выразить, проявить. Это имеет большое значение для подростков, большинство из которых с раннего детства привыкают жить, пользуясь внешней оценкой родителей, учителей, друзей и др. Внешнее оценивание делает их особенно уязвимыми к негативному давлению среды, в том числе и наркогенному.
Ролевые игры.
Ролевые игры могут использоваться для работы, как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевая игра имеет определенную структуру. Начало игры предполагает обсуждение с участниками ее содержания и актуальности. Дети должны иметь представление о том, какие поведенческие навыки будут отрабатываться в ходе игры, как они могут быть использованы в повседневной жизни.
Проекты.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность и может использоваться при организации педагогической профилактики. В этом случае антинаркогенные сведения, оценки, установки детям не навязываются взрослыми, они сами формируют их в ходе реализации проекта.
Существуют различные виды проектов.
1. Краткосрочные проекты.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблемы, предмет и объект исследования, цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Реализация исследовательского проекта обычно не растягивается на многие месяцы (сроки обычно ограниничиваются несколькими неделями). Так, к примеру, подростки могут проводить экспериментальную работу по выявлению особенностей влияния алкоголя на различные жизненные функции растений (рост, формирование плодов, сроки созревания и т. п.), организовать опрос среди своих сверстников для изучения наркогенной ситуации в школе
Информационно-просветительские проекты направлены на сбор информации о каком-либо аспекте явления и знакомстве с этой информацией различных адресных групп (сверстников, младших школьников, родителей, жителей своего микрорайона и т. п.). Основная цель информационного проекта - повысить уровень компетентности адресной группы по определенному аспекту проблемы.
Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность, источники получения информации и методы ее обработки (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т. п.), форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм, школьная конференция).
Очень важно учитывать реальный интерес адресной группы к представляемой информации, ее практическую значимость, а также доступность и привлекательность.
Творческие проекты. При их разработке, как правило, определяется конечный результат деятельности, однако подробный сценарий каждого из этапов не расписывается. К творческим проектам могут быть отнесены организация и выпуск журнала, посвященного проблемам здорового образа жизни, съемка видеофильма, организация дискуссионного клуба и т. д. При реализации творческого проекта заранее распределяются роли его участников, а структура совместной деятельности развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить. Они дают прекрасную возможность получения подростками опыта принятия решений в игровой ситуации.
Причем результаты игры (в отличие от творческих проектов, где они заранее известны, - журнал, спектакль, концерт и т. п.) не могут быть точно предсказаны, они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это определяется высокой степенью импровизации, творческой активности, которую необходимо проявить участникам.
2. Долгосрочные практико-ориентированные проекты.
Их отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников. Этот результат обязательно должен быть социально значимым, удовлетворять интересы, потребности конкретной социальной группы.
В качестве примера можно привести такие формы конечного результата, как организация спортивного клуба, секций, объединений по интересам и т. п. Практико-ориентированные проекты требуют четко продуманной структуры, определения функций каждого участника, планирования этапов реализации проекта.
Обязательным условием при определении содержания практико-ориентированного проекта является исследование актуальных проблем социальной группы (вариант исследования - мониторинг, опрос), поскольку планируемый результат проекта должен быть востребован.
Признаки употребления психотропных веществ и препаратов
Для того чтобы вовремя определить наличие пристрастия к психотропным и наркотическим веществам у ваших близких, необходимо иметь представление о том, какие признаки употребления психотропных веществ существуют. Ориентироваться нужно на поведенческие реакции и самочувствие человека. Под действием современных наркотиков меняется внешний вид, поведение, психологический статус личности. При приёме разных видов наркотиков есть отличия в проявляемых признаках, но некоторые из них являются общими, именно они должны насторожить родных зависимого.
Как понять, что человек – наркоман?
Признаки употребления наркотиков.
Любое изменение поведения в сторону неадекватности и нарушение в физическом состоянии человека всегда вызывают обеспокоенность родных. Неравнодушие окружающих может спасти человека и остановит его на краю пропасти. Если вы заметили неладное в самочувствии близкого или несвойственные для него реакции на события, то оцените их правильно, и сравните с признаками употребления наркотиков.
- Человек не пьёт спиртного, но ведёт себя, как пьяный.
- Безрассудность действий, которые можно назвать помутнением или искажением сознания.
- Перепады настроения от беспричинного веселья до истерики и агрессии, к которым нет никакого повода.
- Двигательная неадекватность — бурное жестикулирование, неусидчивость, хаотичность движений, постоянное стремление перемещаться или, наоборот, застывание в позе «замри».
- Раскоординированность движений с неуверенной походкой, излишней медлительностью и плавностью или резкостью, которых вы не замечали у человека ранее.
- Изменение почерка, его нечитаемость.
- Желание к уединению, раскачивание в положении стоя или сидя с закрытыми глазами.
- Перемена в цвете кожного покрова — бледность или покраснение лица или тела.
- Изменение зрачков — суженность или расширенность, отсутствие реакции на свет, неестественный блеск глаз.
- Сухость во рту или обильное слюноотделение, шелушение губ, сиплость голоса.
- Речевые нарушения в любую сторону, например, высокий тембр, растянутость, проглатывание окончаний, неразборчивость, отсутствие логики в построении фраз.
Признаки употребления наркотических средств –
основные критерии
Важно запомнить, что признаки употребления наркотических средств – это нарастание симптоматики. В случае «соскока» с токсина могут появиться приступы депрессии, агрессии, галлюцинаций. Опасность этих состояний связана с тем, что они провоцируют склонность к суициду или становятся причиной преступления против окружающих.
Постоянный приём токсического вещества вызывает непреодолимую тягу к нему, и организм требует увеличения дозы. В результате степень интоксикации становится выше, а спектр проблем социального, медицинского и психологического характера — шире. Поэтому нужно немедленно обращаться в реабилитационный центр за профессиональной наркологической помощью. Опытные врачи наркологической клиники помогут вылечить пристрастие и вернуться к жизни без ПАВ каждому обратившемуся пациенту.
Признаки опьянения, абстиненции,
употребления психотропных веществ.
Это должен знать каждый!
Признаки опьянения, абстиненции и последствий употребления некоторых психоактивных веществ.
Опийная группа
(опий - сырец -«ханка», героин, кодеин, морфин и т.д.)
Признаки опьянения: Характерно: необычная сонливость в самое разное время, медленная «растянутая речь», часто «отстает» от темы и направления разговора, добродушное, покладистое, предупредительное поведение, человек будто находится в задумчивости, стремится к уединению в тишине, темноте, несмотря на время суток. Настроение от нормального до эйфорического. Координация движений не нарушена. Зрачки узкие (с булавочную головку), кожные покровы бледные, сухие, иногда кожный зуд. У начинающих потребителей может быть рвота.
Абстиненция («ломка»): Лицо бледное с землистым оттенком, темные круги вокруг глаз. Насморк, чихание, тошнота, рвота, понос. Ломящие боли в суставах, мышцах рук, ног, поясницы, спины, из - за которых больные не находят себе места. Озноб, холодный пот. Бессонница. Нет аппетита. Зрачки расширены. Настроение тоскливо-злобное. Больные раздражительны, агрессивны. Абстиненция без лечения длится до 10-12 дней.
Последствия длительного употребления: Потребитель истощен. Кожа бледная, морщинистая. Выглядит намного старше своих лет. Могут разрушаться зубы. Ногти и волосы тусклые, ломкие. Множество проколов в области вен, «дорожки». Угасание половой функции. Часты нарывы на коже и во внутренних органах, заражение крови, поражение печени и сердца. Потерян интерес к окружающему миру. Ухудшается память, повышается утомляемость, сужается круг интересов. Огромный риск заражения ВИЧ, гепатитом из-за использования общих шприцев. Очень велика опасность передозировки с тяжелыми последствиями, возможно, со смертельным исходом.
Группа каннабиса
(марихуана, гашиш, анаша, «план», «травка», «махорка» - вещества, полученные из конопли)
Признаки опьянения: Опьяняющий эффект марихуаны может зависеть от личностных особенностей и ситуации. Опьянение в группе характеризуется заразительностью эмоций, которые распространяются с одного члена группы на всех остальных. Наблюдаются неудержимые приступы смеха по незначительному поводу, но возможны и острые приступы страха с попыткой бежать. Если опьянена группа людей, то смех или страх охватывает мгновенно всех в одинаковой степени. Опьяневший беспечен, легкомыслен в своих поступках. У него меняется восприятие времени и предметов. Движения плохо координированы. Зрачки расширены, покраснение лица, век. Речь «заплетающаяся». Повышен аппетит - «бомбят» холодильник. Может быть развитие галлюцинаций.
Абстиненция («ломка»): Марихуана вызывает слабую физическую зависимость и, следовательно, слабо выраженный синдром отмены. Он характеризуется следующими симптомами: раздражительность, потеря аппетита, снижение массы тела, бессонница, озноб и тремор (дрожание) во всем теле. Продолжительность - до 4 - 5 дней.
Последствия длительного употребления: Потребитель легко утомляется, раздражителен. Частые инфекции дыхательных путей. Может развиться рак легких. В некоторых случаях наблюдаются: нарушение настроения (депрессия, чувство тревоги), ухудшение памяти, нарушение мышления, быстрая деградация личности. Возможны гашишные психозы. Снижение либидо, импотенция. Возникают грубые поведенческие нарушения с частыми антисоциальными поступками. Возможен переход на более сильные наркотики.
Амфетамины
(эфедрон, «винт», первитин)
Признаки опьянения: Опьяневший суетлив, болтлив, возбужден. Состояние повышенной активности, настроение приподнятое. Опьяневший ощущает необычайную легкость в теле, мышление становится четким и ясным. Аппетит снижен, человек может не спать несколько суток, затем утомляется и долго спит. Бледное лицо, расширение зрачков. Сухость во рту (постоянно облизывают губы). Сексуальное возбуждение.
Абстиненция («ломка»): Общая резкая физическая слабость, разбитость, вялость. Головная боль (половины головы). Кожные покровы сальные. Тики на лице. В первые часы абстиненции - раздражительность, вспыльчивость, грубость. Нарастает тревога, внутреннее напряжение. Настроение снижено. Больные злобны, беспокойны. Через несколько часов эти проявления ослабевают. Жизнь представляется бессмысленной и ненужной. На пике абстиненции возможны попытки самоубийства.
Последствия длительного употребления: Потребитель крайне неряшлив, неопрятен, выглядит старше своих лет. Глаза - запавшие с нездоровым блеском. На коже гнойнички, по ходу вен - множественные следы инъекций. Употребление наркотика идет циклически - чередование своеобразных «запоев» с полным прекращением. Периоды интенсивного употребления эфедрона (2-3 суток) сопровождаются отсутствием аппетита, бессонницей, общим физическим истощением, потерей веса. Затем следует перерыв в употреблении, во время которого - сонливость, апатия, пониженное настроения, резь в глазах, тошнота, головокружение. Хроническое применение ведет к развитию амфетаминового психоза. Человек в таком состоянии переживает галлюцинации, бред, которые сменяются утомлением и депрессией. Снижение либидо. Могут быть нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, а также характерные для внутривенных потребителей наркотиков заболевания вен, заражение крови, инфекции, передающиеся через грязные шприцы и иглы (ВИЧ, сифилис, гепатиты).
Группа седативно-снотворных препаратов
Эти препараты применяют в медицине для лечения состояний, сопровождающихся тревогой, страхом, напряженностью, бессонницей, а также при эпилепсии.
Признаки опьянения: Опьянение развивается при употреблении доз, превышающих лечебные. Внешне напоминает алкогольное опьянение: нарушение координации движений, шаткая походка, невнятная речь. Настроение от веселого до безразличного, или агрессивного, причем меняется внезапно. Опьяневший расторможен, болтлив, назойлив, внимание неустойчиво, в разговоре перескакивает с одной темы на другую, берется за несколько дел сразу и не заканчивает их. События до и в период опьянения забывает. Выход из опьянения через сон.
Абстиненция («ломка»): От этих препаратов зависимость очень сильная. При отмене абстиненция развивается в тот же день и достигает своего пика через 2-3 дня. Пациент беспокоен, не находит себе места. Настроение злобное, депрессивное, могут быть вспышки ярости. Отмечается дрожание рук, слабость, головокружение, тошнота, рвота, бессонница, головная боль, боли в мышцах, снижение аппетита. На пике абстиненции могут быть приступы панического страха, галлюцинации, бред, судорожные припадки. Это состояние опасно для жизни.
Последствия длительного употребления: При хронической интоксикации развиваются нарушения движений, речи. Кожные покровы бледные, сальные, на языке - грязно-коричневый налет. Часто и подолгу спят днем (критерий зависимости - их невозможно разбудить). Потребитель заторможен, взгляд «тупой», внимание рассеяно, быстро снижается память и интеллект; настроение злобно-тоскливое. Они частые пациенты психиатрических больниц, т. к. зависимость от препаратов ведет к развитию психозов, судорожных припадков, депрессии и самоубийствам.
«Экстази» - таблетки
Имеет галлюциногенные (как у ЛСД) и амфетамино-подобные эффекты.
Признаки опьянения: Опьянение в первые минуты характеризуется повышением температуры тела, расширением зрачков, тошнотой, головокружением, слабостью. Психические эффекты наступают через 15-20 минут: повышается настроение, искажается восприятие окружающего мира - звуки могут «ощущаться», а цветовые оттенки «слышаться», время течет медленнее. Увеличивается выносливость, физическая сила. Человек может выдерживать экстремальные нагрузки.
Абстиненция («ломка»): Быстро развивается психическая зависимость. После прекращения действия наркотика состояние апатии, подавленности, усталости, сонливости - расплата за искусственный «разгон» организма. Это состояние длится несколько дней, однако, это не абстиненция.
Последствия длительного употребления: Без препарата человек не способен к продуктивной деятельности. Употребление приводит к физическому и нервному истощению. Быстро развивается дистрофия внутренних органов. Истощение психики ведет к тяжелейшим депрессиям, вплоть до самоубийств. В Англии во время вечеринок умерло 15 человек из-за высокой температуры тела и чрезмерного физического напряжения, вызванного действием «экстази».
Многочисленные исследования больных наркоманией, опросы различных категорий населения, прежде всего молодёжи, показывают, что существует множество факторов и причин, приводящих молодых людей разных возрастных групп к приобщению к наркотикам.
10-12 лет. Ребята этого возраста наркотические вещества употребляют редко. Им пока достаточно курение табака. Это уже поднимает их рейтинг среди одноклассников в школе и во дворе. Типичным в этом возрасте является формирование групп для употребления дешевых токсических веществ (бензин, растворители, клей).
13-14 лет. Их интересует возможное употребление так называемых «легких» наркотиков. Подростки этой группы уже эпизодически пробовали некоторые виды стимуляторов из любопытства. Информация идет друг от друга. Представление о наркомании как о тяжелой болезни отсутствует. Считают, что наркотики не опасны. Они не видят угрозы физической, психической зависимости. Верят в то, что в любое время смогут отказаться от употребления наркотиков.
15-17 лет. Молодые люди этого возраста знают о наркотиках гораздо больше, чем подростки из предыдущей группы. Довольно часто их теоретические знания подкреплены и собственным опытом. В этом возрасте появляются новые формы общения, проведения досуга, любовь. По отношению к наркотикам молодёжь в этом возрасте можно разделить на: сторонников, противников и колеблющихся.
Среди причин, толкающих некоторых несовершеннолетних молодых людей к употреблению наркотиков
можно выделить следующие:
Социальная согласованность - если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе. Это относится ко всем наркотикам, от никотина и алкоголя до героина.
Удовольствие - одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, - это сопутствующие и приятные ощущения, от хорошего самочувствия до мистической эйфории.
Доступность - нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны, например, в крупных городах. Применение легальных наркотиков также возрастают с доступностью.
Любопытство - в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики.
Враждебность - применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающее чувство бессмысленности жизни, изоляция и неадекватность делает его предрасположенным к хронической наркомании.
Уход от физического стресса - большинству людей удается справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь.
Нередко толчком к вступлению подростка на опасную наркотическую тропу является отрицательный пример родителей, грубое обращение и самоустранение от воспитания ребёнка.
Признаки употребления наркотиков
Очень важно для родителей, педагогов, врачей определить на самых ранних стадиях приобщение ребенка или подростка к наркотикам.
Различают две основные группы признаков употребления наркотиков: поведенческие и физиологические.
Поведенческие признаки:
- Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением количества и увеличением продолжительности «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше пребывал в семье или за уроками.
- Поздний отход ко сну, долгое залеживание в постели по утрам. Появление у ребёнка сонливости или, наоборот,бессонницы.
- Падение интереса к учебе или привычным увлечениям. Прогулы школьных занятий.
- Ухудшение памяти и внимания. Появление трудностей в сосредоточении на чем-то конкретном. В результате - неизбежное снижение успеваемости.
- Увеличение финансовых запросов и активный поиск путей их удовлетворения, выпрашивание денег во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома – это очень тревожный признак).
- Появление новых сомнительных друзей, поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.
- Неопрятность во внешнем виде,склонность к прослушиванию специфической музыки.
- Беспричинная смена настроения, очень часто не соответствующая ситуации: раздражительность в спокойной ситуации, болезненная реакция на критику.
- Появление изворотливости, лживости, уход от ответов на прямые вопросы.
- Обнаружение следов инъекций по ходу вен на руках. Насторожить может и тот факт, что ребенок стал носить одежду только с длинными рукавами независимо от погоды и обстановки.
Физиологические признаки:
Бледность или покраснение кожи; расширенные или суженые зрачки; покрасневшие или мутные глаза; несвязная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение, а иногда – чрезмерное употребление пищи; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание); резкие скачки артериального давления; расстройства желудочно-кишечного тракта.
О наркотическом опьянении подростка могут свидетельствовать и его манеры поведения: состояние наркотического опьянении напоминает алкогольное, но без характерного запаха алкоголя изо рта. Общим признаком этого опьянения является эйфория, т.е. приподнятое настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления. Нередко возникает сексуальное возбуждение. Однако такое настроение неустойчиво и может внезапно смениться недовольством.
Как поступать родителям ребёнка, употребляющего наркотики
В случае появления в поведении Вашего ребенка перечисленных признаков, прежде всего, не стоит впадать в панику, не показывать ребенку чрезмерного волнения. Но нельзя откладывать решительный разговор надолго, ибо, затягивая его, Вы тем самым способствуете вольно или невольно дальнейшему погружению ребенка в трясину.
Прежде чем начать серьезный разговор с Вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начните разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а Вы – спокойны, контролируете себя и можете сдержать свои эмоции.
Постарайтесь, прежде всего, понять причину и степень вовлеченности ребенка в употребление наркотических средств. Узнайте, как Ваш ребенок сам относится к этой проблеме, понимает ли он, куда втягивается. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка. Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах.
Не ополчайтесь на него как на личность. Выразите Вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы.
Постарайтесь убедить его, что это страшная болезнь, приводящая к деградации личности и к непременной гибели, если он не откажется от наркотиков.
Если Вы убедились, что Ваши усилия не дали желаемых результатов, и ребенок продолжает употреблять наркотики, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. Не считайте, что Вы можете испортить жизнь своего ребенка, обратившись к врачу.
Помните – чем раньше Вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что помощь будет эффективна.
Лечение наркомании – одна из сложнейших задач, и всё зависит от самого больного, от его твёрдого желания и намерения полного отказа от употребления в дальнейшем любых психоактивных и наркотических веществ. Только в этом случае может быть выработана стойкая пожизненная ремиссия.
Меры профилактики
В борьбе с наркоманией среди молодежи наиболее эффективными мерами являются профилактические меры. Многое зависит, прежде всего, от родителей, педагогов, медицинских работников.
- Необходимо чаще беседовать с детьми.
- Подавать им личный положительный пример.
- Стимулировать их самостоятельность и независимость, укреплять уверенность в себе.
- Учить ребенка умению противостоять негативным соблазнам, справляться с неудачами.
- Создавать в молодежной среде ситуации, препятствующие употреблению наркотиков.
- Приобщать детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом, активному культурному отдыху в свободное время.
- Распространять информацию о причинах, формах и реальных последствиях употребления наркотических средств.
- Формировать у подростка навыки анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умение принимать правильные решения.
- Взаимодействовать с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу по пресечению распространения и употребления наркотиков.
Долг взрослых – уберечь нашу молодёжь
от наркотической чумы
и направить её энергию на созидание.
Не ломай себе жизнь!!
1 марта - Международный день борьбы с наркотиками
Врач психиатр-нарколог
Лидского ПНД Локтевич Е.В.
Международный день борьбы с наркозависимостью учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 году и отмечается ежегодно 1 марта.
Проблема немедицинского потребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ стала актуальной для большинства стран мира, в том числе и для Республики Беларусь.
В РБ под наблюдением врачей психиатров наркологов находится более 15 тыс. пациентов, употребляющих наркотические средства. Если говорить о Лиде и Лидском районе то под наблюдением 106 человек. Вместе с тем, данные официальной статистики не в полной мере отражают реальную картину распространенности наркомании. Часть наркопотребителей не попадают в поле зрения медицинских работников.
Наркомания - это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется патологическим влечением к ПАВ с последующим формированием наркотической зависимости. Наиболее характерными проявлениями наркомании являются непреодолимое желание или навязчивое стремление дальше принимать наркотическое вещество и получать его любыми способами.
Современные наркотические средства способны сформировать такую зависимость всего с первого приема.
В последнее время актуальным наркотиком является каннабис-этот термин объединяет все производные конопли, второе место занимают синтетические наркотики-стимуляторы амфетаминовой группы (эфедрон, экстази, альфа-pvp).
При постоянном употреблении наркотических средств начинает возникать привыкание, которое вызывает впоследствии состояние абстиненции, вследствие чего возникает плохое самочувствие -«ломка» при отсутствии наркотика. При длительном приеме наркотических средств у наркоманов поражаются внутренние органы, начинают возникать психические и неврологические расстройства, с последующей социальной деградацией.
Эта проблема на сегодня очень важна, ведь наркомания приводит к нравственной, физической и социальной деградации личности, становится бедствием не только в семье, но и во всем обществе. Наркоманы полностью теряют интерес ко всему, что не связано с наркотиками.
Наркоторговцы «затягивают в свои сети» подростков в школах, подъездах, на молодежных вечеринках. Предлагают наркотики за символическую цену, чтобы приобщить к ним как можно больше подростков. Затем цена повышается и покупателю приходится рассчитываться не только деньгами, но и своим здоровьем и жизнью. Наркотики становятся частым атрибутом концертов, вечеринок, клубов. Почему это происходит? Потому что в обстановке веселья, хорошей компании друзей, чувство опасности притупляется, и никто не думает, что может случиться беда.
Последствия наркомании имеют пагубное влияние на все общество: распространение серьезных заболеваний, рост преступности, пренебрежение моральными устоями, падение нравственности.
Причины начала потребления психоактивных веществ могут быть разнообразными: от банального любопытства, праздности жизни до тяжелой социальной ситуации, выраженных болевых симптомах. Все версии имеют право на жизнь. Поэтому очень важно знать о последствиях этого недуга. Лечение последствий наркомании бывает долгим и мучительным, и не всегда удается восстановить здоровье в полной мере. Многие повреждения организма необратимы. Поэтому перед тем, как принять решение об употреблении наркотика, стоит задуматься о том, во что в скором времени выльется кратковременная эйфория и побег от жизненных трудностей.
Внешние признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков
Важно, как можно раньше увидеть первые признаки проблемы наркотиков у того или иного человека. Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающих подозрение людей из круга общения. Употребление наркотиков сначала носит эпизодический характер и поэтому изменения в поведении могут носить неярко выраженный характер.
Косвенные признаки употребления ПАВ:
- Необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к оценкам;
- Сужение круга интересов, потеря к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
- Игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
- Ослабление связей с близкими;
- Постоянный поиск денег, либо одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
- Малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «колеса», «план», «ханка», «чек» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела?», «достал?», «есть что почитать?» и т.п.);
- Состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуаций);
- Неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
- Неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
- Появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика – символа ЛСД);
- Заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
- Быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная и нечеткая речь;
- Частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
К явным признакам употребления ПАВ относятся:
- Точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
- Обнаружение предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые вовсе пахнут не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под различных средств бытовой химии.
- Раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей (беспричинный кашель, покраснение глаз).
- Чрезмерное сужение или расширение зрачков.
- Могут развиваться галлюцинации. Под воздействием ПАВ человек может совершать действия ранее не характерные для него.
- Симптомы психической и физической зависимости от ПАВ при сборе анамнеза, атак же передозировки вплоть до остановки дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности.
Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызвать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.
Обратиться за наркологической помощью и получить консультацию, вы можете по адресу:г.Лида,ул.Кирова,16.
Работаем с 8.00 до 18.00 в будние дни и с 8.00 до 14.00 в субботу.
Телефоны 65-82-95, 65-82-97.
Круглосуточно работает служба экстренной психологической помощи: телефон доверия 170 (единый по области со стационарного телефона), сайт (170.ВУ).
В Республике Беларусь существует Интернет-ресурс, оказывающий информационную помощь людям в трудной жизненной ситуации – pomogut.by.