От вредной привычки до правонарушения
Все дети когда-нибудь становятся умными взрослыми, но именно подростковый возраст мы часто вспоминаем как самый сложный период в жизни нашего ребенка. Сложный, как для него самого, так и для нас, его родителей. Именно в этом возрасте идет активный поиск и проверка того, что разрешено, а что может повлечь наказание. И потому родителям важно обозначить подростку существующие пределы разрешенного и запрещенного.
Мы, родители, хорошо понимаем значимость для подростка его друзей и общения с ними. Формы этого общения достаточно разнообразны: совместные компьютерные игры, переписка в социальных сетях, видеозвонки, прогулки по городу. В этом возрасте наш сын или дочь стремятся «принадлежать» к той группе людей, с которыми тесно общаются, зачастую подражают тем, с кем проводят свое свободное время. Компания друзей помогает создать им свое пространство, где существует схожесть взглядов, интересов, привычек. А всегда ли мы, родители, знаем круг общения своих детей? К сожалению, оказывается, что не всегда, да и не совсем знаем. Иначе разве бы мы отпустили своего сына или дочь в компанию друзей, зная о том, что в этой компании свободно относятся к употреблению алкогольных напитков? Разумеется, нет! И тем не менее…
В текущем периоде 2019 года более 100 несовершеннолетних были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних Лидского райисполкома по фактам употребления алкогольных напитков. Трудно не обратить внимания на те ситуации, когда подростки распивали алкоголь, находясь в гостях у друзей во время отсутствия их родителей дома. И совсем не поддаются никакому осмыслению противоправные действия взрослых людей, которые приобретают алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво нашим детям в ответ на их просьбы. В таких ситуациях настоящим злом для наших взрослеющих детей становится наличие карманных денег и свободного неконтролируемого времени. В текущем периоде 2019 года 4 несовершеннолетних, среди которых 3 школьника, были госпитализированы в отделение реанимации Лидской ЦРБ по причине тяжелой степени алкогольной интоксикации.
Уважаемые родители, употребляя алкоголь, организм наших детей подвергается различным изменениям в поведении и психике: повышается агрессивность, снижается концентрация внимания и эмоциональная устойчивость, появляются резкие перепады настроения, от восторженности до апатии. Несовершеннолетние, распивающие алкогольные напитки или пиво, либо находящиеся в общественных местах в пьяном виде естественно не остаются не замеченными сотрудниками милиции, которыми проводятся детальные разбирательства каждой ситуации, после чего подростки привлекаются к административной ответственности по ст. 17.3 КоАП Республики Беларусь. Предусмотрено административное взыскание в виде штрафа в размере до 8 базовых величин. В случае, если несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к административной ответственности, который за данное правонарушение предусмотрен с 16 лет, к административной ответственности по ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь могут быть привлечены его родители, на которых будет наложено административное взыскание в виде штрафа в размере до 10 базовых величин.
Инспекцией по делам несовершеннолетних Лидского РОВД за употребление алкогольных напитков и пива в отношении 158 несовершеннолетних, из которых 85 школьников, проводится индивидуальная профилактическая работа. В обязательном порядке за несовершеннолетними установлено наблюдение врача-нарколога психонаркологического диспансера Лидской ЦРБ, специалистами учреждения образования оказывается социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь несовершеннолетнему и его законным представителям.
Повторное употребление алкоголя несовершеннолетним в течение года влечёт за собой проведение мероприятий комплексной реабилитации. На 1 октября 2019 года в отношении 15 несовершеннолетних проводятся мероприятия по реализации первичной индивидуальной реабилитационной программы.
Если в течение года несовершеннолетний три и более раз привлекался к административной ответственности за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в общественном месте, либо появлялся в общественном месте в состоянии опьянения, и вновь привлечен к административной ответственности, то согласно статьи 14 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» по решению суда подросток в возрасте от 11 до 18 лет может быть помещен в специальное лечебно-воспитательное учреждение на срок до 2-х лет. В настоящее время двое несовершеннолетних, учащихся учреждений профессионального образования, находятся в специальном лечебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Не может не волновать нас, родителей, и тот факт, что за 9 месяцев 2019 года на территории Лидского района зарегистрировано 17 преступлений, совершённых 13 несовершеннолетними в возрасте от 13 до 17 лет. Из них 12 преступлений совершены на территории нашего города, одно из этих преступлений несовершеннолетний совершил в состоянии алкогольного опьянения. Опять таки особого внимания со стороны родительской общественности, на мой взгляд, заслуживает тот факт, что 4 преступления совершено несовершеннолетними в группе со взрослыми.
Уважаемые родители! Мне кажется, что дети даются нам на время. Рано или поздно они вырастают и все меньше нуждаются в нас. Спешите общаться со своими детьми, уделяйте им как можно больше своего внимания, замечайте даже самые маленькие, но достойные их стремления и поступки, и обязательно учите, учите своим личным положительным примером.
Инна Рулько,
заместитель начальника ИДН Лидского РОВД,
капитан милиции
Поделитесь мнением или задайте интересующие Вас вопросы по ссылке https://vk.com/topic-187722328_40493920
Есть контакт!
Воспитание детей - непростая задача. Как правильно общаться с подростком, чтобы не потерять его доверие, как поправить отношения с ним, если они зашли в тупик, как контролировать его поведение, чтобы при этом он смог быть самостоятельным? Я приглашаю вас к разговору о самом главном – о наших детях.
Мы живем в слишком занятом мире, когда на доверительное общение с детьми у нас остается все меньше времени, когда живое общение заменяет телефон, Интернет, а социальные сети становятся для наших взрослеющих детей настоящим микромиром, в котором они удовлетворяют свои главные потребности. Потребности в интимно-личностном общении с друзьями и сверстниками, в понимании, желании поделиться с матерью или отцом своими сокровенными переживаниями и мыслями.
А задумывались ли вы когда-нибудь, с чего начинается проблемное поведение наших детей? Почему подростки совершают правонарушения, употребляют алкогольные напитки, становятся агрессивными либо впадают в депрессию?
Давайте представим, что наш подросток – это сосуд, наполненный эмоциями, переживаниями, стремлениями и потребностями. На дне этого кувшина находятся самые – базисные стремления: Я - хороший; Я - любим; Я - могу; Я - ЕСТЬ. Удовлетворение этих потребностей необходимо просто для того, чтобы жить.
Поместим на дно кувшина самую главную «драгоценность», данную ребенку от природы – ощущение энергии и жизни, обозначим словами «Я – есть!» - это первоначальное ощущение себя. Дальнейшая судьба этого чувства динамична, а порой драматична, это зависит от нас с вами, от взрослых. Ребенок в любом возрасте должен чувствовать, что его любят, что его ценят, что он хороший. В подростковом же возрасте ощущение себя любимым и значимым для семьи особенно необходимо ребенку.
Выше мы поместим потребности, удовлетворяя которые, человек, а тем более подросток сможет жить комфортно. Это потребности в: Понимании, Внимании, Доверительном общении, Успехе, Уважении, Поддержке, Самореализации и т.д.
Удовлетворение этих потребностей необходимо ребенку, чтобы вырасти успешным, активным, самостоятельным, любящим и сопереживающим. И именно эти потребности страдают больше всего из-за неправильно сложившихся отношений в семье.
А сейчас несколько примеров из жизни.
Благополучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрезвых, неряшливо одетых молодых людей, совершает правонарушение. После вопроса «Почему ты здесь?» Что привело тебя в эту компанию? Она рассказывает о том, что ее родители поскандалили и подрались, потому что отец хочет уйти из семьи, а мать его не отпускает. В последнее время такие скандалы происходят часто, и когда девочка уговаривает родителей примириться, ей отвечают, чтобы не встревала во взрослые дела. Девочка идет в эту компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ребенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и самое главное, как это происходит в ее семье.
И еще одна ситуация.
Подросток из хорошей семьи воспитывается без отца. Недавно его мать повторно вышла замуж и родила ребенка. Все ее внимание обращено на маленького братишку и нового мужа. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый подросток чувствует свою ненужность, возможно он не прав, возможно его очень любят в семье, но он так чувствует и… На слабо ворует пустяковые вещи из магазинов. Мать, узнав, что украл ее сын, в ужасе хватается за голову: дома все есть, ради чего пошел на преступление?
Все просто. Это ответ мальчишки на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл – стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь и внимание близких людей. Причина различного рода проблемного поведения подростка, зачастую скрывается в его уверенности (иногда ошибочной) в том, что взрослые недостаточно его любят, уделяют ему мало внимания.
Дело в том, что каждый подросток понимает любовь родителей по-своему. Вообще в психологии существует такое понятие как «язык любви». Всего выделяют 5 «языков любви»:
Прикосновение. Вы помните о том, что человека в любом возрасте следует обнимать не менее 8 раз в день?
Слова-поощрения. «Я люблю тебя!», «Я верю в тебя», «Я горжусь тобой!», «Что бы мы без тебя делали?», «Я не смогла бы сделать лучше!» - это лишь маленькая часть наших взрослых слов-поощрений.
Время. Проводить с подростком время – значит отдавать ему все наше внимание. Если это дружеский доверительный разговор – полностью погрузитесь в него, не стоит это делать так, между прочим, сидя за планшетом или телефоном. Это совместные занятия, неважно, что вы делаете, важно - для чего вы это делаете, для того – чтобы быть вместе.
Подарки. Речь идет о материальном поощрении детей. На этом «языке любви» говорят все родители.
Помощь. Если подросток благодарит вас за любую помощь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь, внимание. Он радуется, что вы помогаете ему выполнить домашнее задание не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы помогаете ему чинить велосипед, и он счастлив не только потому, что снова может кататься, а потому что - «Меня любят!». Если подросток включается в совместную деятельность, чтобы помочь вам, возможно помощь – его родной язык.
Проблемы в отношениях детей и родителей кроются в том, что нередко мы говорим на разных языках. Например, если для подростка «язык любви» – это время, проведенное с родителем, то очередной подарок в виде кроссовок не станет для него сигналом о вашей любви и внимании.
Как узнать «язык любви» вашего подростка? Есть три способа:
Во-первых, задавайте вопросы подростку. Например, такие: «Я бы хотела, чтобы наши отношения немного изменились. Как ты думаешь, что сделает наши отношения лучше?», или «Если бы ты мог что-то изменить во мне, чтобы ты изменил?».
Во-вторых, понаблюдайте за поведением вашего сына или дочери. Посмотрите, как подросток выражает любовь к вам. Послушайте, на что жалуется подросток. Обычно жалобы человека — это ключ к его «родному языку любви». Например, подросток выговаривает вам: «Иногда мне кажется, что я никак не могу тебе угодить. Чтобы я не сделал, я слышу только критику». О каком языке любви подростка говорит нам эта жалоба? Конечно же, в данном случае «язык любви подростка» – это слова-поощрения.
В-третьих, экспериментируйте со всеми пятью языками и наблюдайте за реакцией подростка. Одну неделю практикуйте больше прикосновений, другую — слова поощрения и т.д. В ту неделю, когда вы будете общаться с подростком на его «родном языке любви», вы почувствуете перемену в его поведении и отношении к вам. Его потребность в любви и внимании удовлетворяется, подросток реагирует на вас теплее, чем обычно.
Одним словом, будьте внимательны к своему подростку, не отгораживайтесь от него своими проблемами и делами, уделяйте общению с ним как можно больше времени. И тогда ваш взрослеющий ребенок никогда не сможет упрекнуть вас в том, что он вам не нужен, потому что его потребность в родительском внимании и любви будет удовлетворена.
Анна Сергиевич,
директор государственного учреждения образования
«Лидский районный социально-педагогический центр»,
педагог-психолог
Поделитесь мнением или задайте интересующие Вас вопросы по ссылке https://vk.com/topic-187722328_40493920